Степень культуры

Степень культуры, на которой находились тюрки, и черты их быта заставляют полагать, что здесь действовали те же психологические причины, которыми определяется резкая разница между психикой толпы и психикой индивидуума в отроческом возрасте. Кроме того, нравственные понятия кочевников в большей степени, чем нравственные понятия культурных народов, находились в зависимости от религии. Вполне естественно, что первые Сельджукиды и Караханиды были лучшими мусульманами, чем Махмуд и Масуд, как Владимир Святой был лучшим христианином, чем византийские императоры. В глазах Караханидов религия не была только орудием для поддержания их господства; правила религии признавались обязательными и для государей, которые, воздерживались от употребления вина. Очень вероятно, что под влиянием религии некоторые из этих властителей проникались искренним желанием осуществить идеал справедливого царя.

Предводитель кочевого народа, едва отличавшийся от своих воинов по одежде, деливший с ними все труды, не мог сразу обратиться в деспота того типа, как Махмуд и Масуд. Очень характерно, что отвратительная должность сахиб-хараса потеряла при Сельджукидах всякое значение. Не замещалась также должность сахиб-хабара. Система шпионства возмущала нравственное чувство дикарей; сторонник этой системы Низам ал-мульк приводит следующий ответ Алп-Арслана на вопрос, почему он не назначает сахиб-хабара: «Если я назначу сахиб-хабара, то люди, искренно ко мне расположенные и близкие мне, не станут обращать на него внимания и подкупать его, полагаясь на свою верность, дружбу и близость; с другой стороны, мои противники и враги заключат с ним дружбу и будут давать ему деньги; ясно, что сахиб-хабар постоянно «будет доводить до меня дурные вести о друзьях и хорошие вести о врагах. Добрые и дурные слова подобны стрелам; если выпустить несколько стрел, то хоть одна попадет в цель; с каждым днем будет уменьшаться мое расположение к друзьям и увеличиваться мое расположение к врагам; через короткое время друг будет от меня дальше, враг - ближе; наконец враг займет место друга; вред, который произойдет от этого, никто не будет в состоянии исправить».

⟨ назад [в началодальше ⟩
 
ОднаКнопка
 
Информация

Рекламный блок

150 х 150


30$ в месяц

 
Категории
 
Статистика

Дополнительные материалы

Значение слов

Нельзя отрицать, что в этих словах видно не только благородное доверие к людям, но и здравый смысл человека, не испорченного цивилизацией. Система шпионства, кроме того, представляла тот недостаток, что могла служить орудием и против монарха; если Махмуд приставил шпионов к своему сьвну Масуду, то и Масуд имел шпионов в канцелярии отца. С Другой стороны, прав и Низам ал-мульк, считавший должнос…

далее

Земельные наделы

Столь же вредно должна была отозваться на интересах населения система военных ленов, т. е. земельных наделов, раздававшихся войску взамен уплаты жалованья или части его. В восточной части мусульманского мира эта система получила широкое развитие только после тюрк-ского завоевания. Отдельные случаи награждения выслужившихся воинов землей были и раньше; но эти исключения были так редки, что Низам…

далее

Рассказ о походе

В рассказе о походе 1007-1008 гг. также, как мы видели, отдельно упоминаются «дихканы Мавераннахра». Но в рассказах о монгольском завоевании мы уже не встречаем никаких известий о значении этого класса в Мавераннахре, тогда как в Хорасане по-прежнему упоминаются землевладельцы, жившие в родовых замках; собирая по своему всегдашнему обычаю сельоких жителей для осадных работ, монголы …

далее